2. Виды пассажирского транспорта и сферы их применения.

Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы (ЕТС) страны, и его успешное функционирование во многом зависит от координации работы с другими видами транспорта. Рассмотрим области применения и особенности эксплуатации существующих видов пассажирского транспорта: железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного, городского (см. схему 1.).

Схема 1. Классификация пассажирского транспорта

Пассажирский транспорт
 
                               
Морской Железнодорожный  Речной  Воздушный Автомобильный Городской

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для осуществления пассажирских перевозок на средние расстояния и в пригородных сообщениях. Это один из старейших и основных магистральных видов транспорта в нашей стране. Его значение определяется такими свойствами, как  независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток, что обеспечивает регулярность и бесперебойность перевозок; высокая провозная способность; сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок.

Морской пассажирский транспорт осуществляет главным образом пассажирские перевозки во внутренних сообщениях между портами и круизные поездки. Особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, не имеющих ещё железных дорог.

Речной пассажирский транспорт выполняет дальние и местные перевозки по судоходным рекам и каналам. В России более 70 тыс. рек общей протяжённостью примерно в 2,0 млн. км и более 2,0 тыс. крупных озёр. На протяжении 400 тыс. км реки пригодны для судоходства, для развития сети водных путей сообщения имеются большие возможности.

Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Так, до 80% пассажиров для поездок между Москвой и Владивостоком пользуются самолётами. Средняя дальность перемещения пассажиров составляет 1500 км.

Большую работу выполняют вертолёты, которые используются для пассажирских перевозок в труднодоступных и малонаселённых районах.

Автомобильный пассажирский транспорт является основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, а также специфической организацией и системой управления.

Городской транспорт предназначен для перевозки пассажиров в городах и населённых пунктах. XX век часто называют веком урбанизации, т.е. бурного роста городов как по числу, так и по размерам. С 1900 г. численность городского населения страны выросла почти в 10 раз и с 1960-х гг. оно является доминирующим. Вместе с городами развивались и городские транспортные системы, образовавшие самостоятельную отрасль – городской пассажирский транспорт. Он включает в себя несколько видов транспорта, а именно: автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен (см. схему 2.). Последние три составляют группу городского электрического транспорта.

Схема 2. Классификация городского пассажирского транспорта

Городской транспорт
 
                         
Таксомоторный Автобусный  Трамвайный  Троллейбусный Метрополитен

Динамику изменения показателей развития пассажирских перевозок в России можно проследить по таблице 1.1 и таблице 1.2.

Таблица 1.1

Вид транспорта Объём перевозок, млн. чел., по годам
1970   1980  1990  1991   1992   1993   1994  1995
Транспорт – всего 290109 40670 48238 49533 47885  48114 46283  45037
В том числе: 
железнодорожный 2500 2971 3143 2677 2372 2324 2062 1833
автобусный 15053 23356 28626 27302 24874 24124 23438 22817
таксомоторный 608 684 557 526 266 139 98 66
трамвайный 5370 5695  6000 7619 8071 8125 7644 7564
троллейбусный 3358 4739 6020 8005 8619 9102 8751 8547
метрополитен 2047 3036 3695 3229 3567 4212 4224 4150
морской 11 20 16 14 9 6 4 3
внутренний водный 117 103 90 75 44 40 28 25
воздушный 45 66 91 86 63 42 34 32

Таблица 1.2

Вид транспорта Пассажирооборот, млрд. чел., по годам
1970   1980  1990  1991   1992   1993   1994  1995
Транспорт – всего 419,4 618,3 791,0 751,8 681,2 661,0 596,2 552,9
В том числе: 
железнодорожный 191,1 227,3 274,4 255,0 253,2 272,2 227,1 192,2
автобусный 100,1 209,7 262,2 250,7 212,3 200,3 193,8 188,2
таксомоторный 6,0 9,0 8,9 7,9 3,8 2,0 1,4 1,0
трамвайный 25,8 18,1 19,1 24,1 26,0 26,3 25,9 25,4
троллейбусный 16,1 16,2 20,5 23,9 26,2 28,3 27,2 26,9
метрополитен 19,9 29,4 41,0 35,6 39,6 46,8 47,0 46,2
морской 0,7 1,0 0,6 0,5 0,5 0,3 0,3 0,2
внутренний водный 4,8 5,3 4,8 3,7 1,9 1,6 1,2 1,1
воздушный 54,9 102,3 159,5 150,4 117,7 83,2 72,3 71,7

Как видно из таблиц, в последние годы объёмы перевозок и пассажирооборот по многим видам транспорта имели тенденцию снижения. Более медленными темпами, чем на железнодорожном, морском, внутреннем водном, воздушном, происходило снижение значений этих показателей на автобусном и городском электрическом транспорте, а по сравнению с уровнем 1970 г. перевозки этими видами пассажирского транспорта даже возросли в 1995 г. на 51% (объём перевозок железнодорожным транспортом за этот период снизился на 26,7%). Это в значительной степени объясняется резким спадом объёмов таксомоторных перевозок в городах. Если в 1980 г. таксомоторным транспортом пользовались 684 млн. чел., то в 1995 г. – всего 66 млн.

Автобусный транспорт за последние годы получил распространение во всех видах сообщений. В 1995 г. его доля в общем объёме перевозок составила 50,7%. Развивается внутригородской электрический транспорт, прежде всего троллейбус и метрополитен.

Проведённый анализ современного состояния пассажирских перевозок в России в условиях резкого спада производства и снижения жизненного уровня населения показывает, что их уровень не во всех сферах деятельности одинаков и, как правило, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству перевозок пассажиров.

Зачастую не обеспечивается установленное нормами время поездок, что объясняется низкими скоростями основных видов городского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев), необходимостью совершать пересадки из-за несовершенства маршрутной сети и потерями времени на подходы к остановкам. В дискомфортных условиях с нарушениями установленных норм наполнения подвижного состава совершаются поездки в час пик. Устранение отмеченных недостатков – насущная задача ближайшего будущего.

Hosted by uCoz