1. Грузы и их транспортная классификация.
Грузы, перевозимые автомобильным транспортом, разбиваются на три основные группы:
штучные;
навалочные;
наливные.
Штучные грузы могут быть тарные и бестарные и характеризуются весом, формой и объемом каждой штуки.
Тарные грузы по роду тары делятся на катные (бочки), ящичные и мешковые.
Для груза применяют разнообразную тару в зависимости от свойств груза, условий погрузочно-разгрузочных работ, перевозок и хранения. Наиболее распространены следующие виды тары:
жесткая—в виде деревянных ящиков, решеток и бочек; бывают также металлические бочки и ящики; к жесткой таре также относится так называемая плетеная тара в виде различных корзин;
мягкая—мешки, кули, рогожи; распространенным видом тары является бумажная (картон, крафт-мешки);
стеклянная (бутыли) и специальная тары занимают особое место. Для перевозки жидких грузов, упакованных в стеклянную тару, необходима еще и другая тара в виде плетеных корзин или ящиков, в которые устанавливается стеклянная тара.
Кроме тары, многие грузы имеют еще первичную упаковку из бумаги или картона.
Навалочные грузы, которые допускают погрузку и разгрузку навалом. К этим грузам относятся в основном насыпные и мелкие штучные грузы (тарные и бестарные).
К наливным грузам относятся бестарные жидкие грузы, для которых тарой являются специальные кузова автомобилей типа цистерн или другие устройства, укрепленные в кузове.
По условиям перевозок и хранения грузы делятся на обычные и специфические.
Обычные грузы — это такие грузы, для перевозки которых не требуется каких-либо особых условий при движении автомобиля и нет необходимости применять кузова особой конструкции.
Специфическими грузами называются такие, при перевозке и хранении которых необходимы особые меры,. обеспечивающие их сохранность, возможность и безопасность транспортирования. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся.
Негабаритные грузы — такие, которые по своим размерам не вмещаются в стандартный кузов автомобиля (например, крупные станки, сельскохозяйственные или иные машины). Для перевозки некоторых негабаритных грузов, превышающих размеры кузова по ширине, необходимо получать специальное разрешение и принимать меры предосторожности.
Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов. Их длина больше длины кузова не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов обязательно применение прицепов-роспусков.
Тяжеловесными называются штучные грузы, вес отдельного места которых более 250 кг (для катных грузов— 400 кг). Для перевозки таких грузов бывает необходимым применение автомобилей большой или особо большой грузоподъемности, или низкорамных прицепов-тяжеловозов.
Погрузка тяжеловесных грузов обычно очень трудоемка, вследствие чего необходимо применять специальное оборудование в виде кранов, лебедок, полиспастов и домкратов.
Опасными называются грузы, которые при перевозке и хранении могут послужить причиной увечья и отравления людей, разрушения подвижного состава, построек или дорог.
По степени опасности все грузы классифицируются:
1-й класс—взрывчатые вещества;
2-й класс — газы: сжатые, сжиженные или растворенные под давлением;
3-й класс —легко воспламеняющиеся жидкости;
4-й класс —легко воспламеняющиеся твердые вещества, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5-й класс — окисляющие вещества и органические пероксиды;
6-й класс — ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества;
7-й класс —радиоактивные вещества;
8-й класс – коррозионные вещества;
9-й класс – прочие опасные вещества.
Скоропортящиеся грузы—такие, при хранении и перевозках которых требуются специальные помещения и подвижной состав, оборудованные для поддержания определенной температуры (холодильники).
Для установления оплаты за перевозку (тарифа) грузы разделяются на четыре класса в зависимости от степени использования грузоподъемности подвижного состава:
Класс груза | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й |
Использование грузоподъемности, % | 100 | 99—71 | 70-51 | 50 и ниже |
Среднее значение | ||||
— | 80 | 60 | 50 |
Класс груза определяется не только его физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Бывают случаи, когда один и тот же груз может быть отнесен к различному классу при разной его упаковке: например, паркет в пачках и связках относится к 1-му классу, а паркет, погруженный навалом, к 2-му классу; хлеб печеный в открытых ящиках относится к 2-му классу; хлеб печеный в лотках — к 3-му классу; хлеб печеный мелкоштучный — к 4-му классу.
Грузы, перевозимые автомобилями, по массе подразделяются на три категории, а по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании - на четыре группы.
Весовые категории грузов:
1 категория - массой (одного места) менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д.;
2 категория - массой от 80 до 500 кг;
3 категория - массой более 500 кг.
Группы грузов:
1 - малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.д.);
2 - опасные по своим размерам;
3 - пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);
4 - опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19435-88.
Опасные грузы подразделяются на классы:
класс 1 - взрывчатые вещества;
класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости:
класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы;
класс 5 - окисляющие вещества и органические перекиси;
класс 6 - ядовитые (токсичные) вещества;
класс 7 - едкие и коррозийные вещества;
класс 8 - прочие опасные грузы, не включенные по своим свойствам ни в один из предыдущих классов.
Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с действующими Правилами.
Перемещение грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть организовано вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) -3,5м. При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями,
Транспортирование, погрузка и разгрузка грузов 2-й и 3-й категорий на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы.
При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади кузова.
Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким такелажем (канатами, веревками).