5. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность автомобильного транспорта в РФ. (Устав АТ, Правила перевозок грузов  автотранспортом, тарифы на перевозки  грузов автотранспортом).

Отношения по перевозке грузов автомобильным транспортом регламентируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, в силу необходимости регулирования перевозок с учетом их технологической, организационной и правовой специфики продолжает действовать с изменениями и дополнениями Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ). На основании и в развитие УАТ приняты общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, а также правила выполнения отдельных видов перевозок, обязательные для руководства всеми перевозчиками на территории Российской Федерации.

Любая перевозка груза, выполняемая за вознаграждение, должна оформляться договором. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему клиентом груз в пункт назначения и выдать его указанному в договоре лицу, а клиент обязуется оплатить перевозку в согласованном размере.

Договор перевозки конкретного груза заключается в момент принятия его автотранспортным предприятием от отправителя, что подтверждается составлением и подписанием ими транспортного документа (накладной). По этому договору, который является разовым, так как оформляет перевозку конкретного груза (отправки), перевозчик принимает на себя ответственность за выполнение договорных обязательств в срок, установленный по соглашению сторон, либо в разумный срок, не превышающий времени, необходимого для выполнения перевозки груза в конкретных обстоятельствах надлежащим образом добросовестным перевозчиком. Товарно-транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит сведения об исполнении договора.

Реализуя свои цели и интересы и исходя из необходимости предварительного согласования условий перевозки, транспортное предприятие и клиент могут заключить договор об организации перевозок (долгосрочный или разовый заказ на транспорт). Такое соглашение заключается на любой срок, например, месяц, квартал, год или, исходя из потребностей в осуществлении перевозки и возможностей транспортного предприятия, стороны договариваются подавать разовые заказы, принимаемые перевозчиком к исполнению. Прием заказов может производиться по каналам связи.

Грузы, перевозка которых вызвана необходимостью ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, принимаются к перевозке вне очереди.

В договорах об организации перевозок клиент и перевозчик согласовывают все условия, касающиеся организации и реализации разовых договоров перевозки, в том числе, перечни необходимых услуг, объемы предъявляемых к перевозке грузов, порядок предоставления транспортных средств, режим работы клиента и т.п. Структура и содержание договора об организации автомобильных перевозок грузов зависят от уровня заинтересованности перевозчика и клиента в формализации своих отношений. Однако большинство из рассматриваемых здесь условий достаточно часто присутствуют в договорах подобного типа и могли бы лечь в основу "типового" договора.

Обычно договор начинается с определения сторон, одной из которых является перевозчик, а другой может быть как отправитель продукции, так и ее получатель или в общем случае грузовладелец (заказчик перевозки). Отправителем и получателем может быть одно и то же предприятие, если, например, груз перевозится между его филиалами. Соглашение с перевозчиком, как правило, заключает гражданин (чаще всего занимающийся предпринимательской деятельностью) или юридическое лицо (коммерческие и некоммерческие организации), на котором лежат обязанности по доставке продукции.

В качестве перевозчика может выступать только тот предприниматель (гражданин или организация), который имеет лицензию, разрешающую данный вид деятельности. Перевозчик вправе использовать собственный или арендованный подвижной состав. Аренда транспортных средств возможна как с услугами водителя, так и без них, причем арендатор согласно статьям 638 и 647 ГК РФ имеет право без согласия арендодателя заключать с грузовладельцами договоры перевозки.

Стороны должны указать, что их взаимоотношения регулируются заключаемым соглашением (раздел "предмет договора"), в частности, перевозчик по поручению заказчика организует перевозку грузов по отдельным договорам перевозки, подтверждаемых оформлением товарно-транспортной накладной, с учетом характера перевозки (в пределах населенного пункта, междугородном сообщении и т.п.). Предмет договора определяют также сведения о виде грузов, которые клиент намерен предъявить к перевозке (наименование и особые свойства груза, применяемая тара), и условия перевозки (в контейнерах, навалом, насыпью, требования к поддержанию температурного режима и т.д.).

В следующем разделе излагаются обязательства сторон применительно к перечню транспортных и других сопутствующих услуг, которые перевозчик обязуется предоставить клиенту за плату по его поручениям и заявкам.

В обязанности заказчика может входить предоставление перевозчику заявок на осуществление перевозки определенного количества груза, которое грузоотправитель планирует предъявить к перевозке в течение недели, декады или другого согласованного срока; графика подачи автотранспортных средств; сведений о пунктах погрузки (складах) на территории клиента, куда необходимо подать транспорт, условиях освещения, обеспеченности механизмами для погрузочно-разгрузочных работ и др.

В обязательствах перевозчика предусматривается предоставление необходимого подвижного состава в зависимости от объема и характера перевозок. С учетом заинтересованности заказчика перевозки тип автомобилей может согласованно определяться на стадии подачи-принятия заказа на транспорт.

На автотранспортном предприятии лежит обязанность подавать под погрузку технически исправный подвижной состав, пригодный для перевозки данного вида груза (коммерческая пригодность) в состоянии, отвечающим установленным санитарным требованиям (статья 44 УАТ). Грузоотправитель вправе отказаться от поданных автомобилей в связи с непригодностью их для перевозки конкретного груза (статья 791 ГК РФ).

В случае неподачи автомобилей, предусмотренных соглашением сторон, по вине перевозчика последний должен по требованию отправителя выделить автомобили для восполнения недогруза.

Если по соглашению между перевозчиком и клиентом грузы перевозятся с объявленной ценностью, то с клиента взимается дополнительная плата в размере, предусматриваемом соглашением сторон в договоре перевозки.

Груз, как правило, перевозится без его сопровождения экспедитором, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Для транспортного предприятия важно, чтобы автомобили находились под погрузкой и разгрузкой минимально необходимое время. Поэтому перевозчик заинтересован включить в договор согласованные сроки выполнения грузовых операций, если они обеспечиваются заказчиком перевозки.

Автомобиль считается прибывшим по погрузку, начиная с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки. Аналогично время прибытия автомобиля под разгрузку фиксируется при предъявлении водителем автотранспортной накладной в пункте разгрузки.

Если в пункте погрузки (разгрузки) имеется контрольно-пропускной пункт (КПП), то время прибытия автомобиля исчисляется с момента предъявления водителем соответствующего документа на КПП. Время пробега автомобиля от КПП до места погрузки (разгрузки) и обратно не учитывается при исчислении времени выполнения грузовых операций.

Погрузка (разгрузка) считается законченной после получения водителем должным образом оформленных транспортных документов на погруженный (выгруженный) груз.

К моменту прибытия автомобиля под погрузку отправитель обязан подготовить груз, чтобы обеспечить безопасность движения, сохранность транспортных средств (предъявить груз к перевозке в таре согласно требованиям стандартов на транспортирование, нанести соответствующую маркировку и т.д.), а также товарно-транспортную документацию. Эти и другие действия при приеме груза к перевозке (определение массы грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, опломбирование кузовов автотранспортных средств и контейнеров и т.д.) осуществляются согласно правилам перевозки соответствующих грузов.

Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующим правилам перевозки, и не приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается не предъявленным.

Необходимые для выполнения грузовых операций приспособления и вспомогательные материалы (стойки, подкладки, проволока и т.п.) предоставляются и устанавливаются (снимаются) отправителем (получателем), если иное не установлено договором перевозки. Приспособления, принадлежащие отправителю, выдаются получателю вместе с грузом или возвращаются отправителю в соответствии с его указанием и за его счет.

Брезент и веревки для укрытия и увязки грузов могут предоставляться перевозчиком с оплатой по договорным тарифам.

Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, включая закрепление, укрытие (снятие креплений и укрытий) и увязку грузов осуществляется отправителями и получателями грузов или по соглашению с ними перевозчиком.

В обязанности водителя входит проверка соответствия укладки и крепления груза на автомобиле требованиям обеспечения безопасности движения и сохранности транспортных средств. Замеченные водителем недостатки устраняются по его требованию отправителем. Невыполнение требований водитель должен отметить в автотранспортной накладной, а при угрозе безопасности дорожного движения - отказаться от перевозки.

Прием перевозчиками грузов от станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов производится по правилам, действующим на соответствующих видах транспорта.

Перевозчик выдает груз в пункте назначения получателю, указанному в автотранспортной накладной. В целях обеспечения выдачи перевозчиком груза уполномоченному на его получение лицу в договоре может быть предусмотрено положение, согласно которому по прибытии на указанное в автотранспортной накладной место сдачи груза его получатель должен предъявить водителю копию накладной (экземпляр отправителя).

Порядок сдачи грузов получателю в пункте назначения (проверка массы груза и количества мест) идентичен порядку принятия грузов от отправителя. Без проверки массы и состояния груза и количества грузовых мест получателю выдаются грузы, прибывшие в исправных автомобилях, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами отправителя.

Правилами перевозок грузов предусматриваются случаи, когда перевозчик обязан проверить при сдаче груза его массу, количество мест и состояние груза (прибытие грузов в неисправном кузове, с поврежденными пломбами, со склада грузовой автостанции).

Грузополучатель обязан полностью выгрузить из автомобиля прибывший в его адрес груз. Кроме того, в не обходимых случаях осуществляются промывка и дезинфекция транспортных средств. Эти работы по соглашению с отправителями или получателями может также проводить перевозчик.

Правилами перевозок регулируется порядок отказа грузополучателя от приема груза. При городских или пригородных перевозках в общем случае груз переадресовывается либо другому грузополучателю, либо возвращается грузоотправителю. Все дополнительные расходы перевозчика оплачиваются грузоотправителем. Отказ от приема груза с указанием причин фиксируется в автотранспортной накладной

Грузополучатель обязан принять груз, вывезенный со станций железных дорог, из портов, с пристаней и аэропортов, а также в случаях междугородных перевозках. Если поставка груза не была предусмотрена договором или заказом, то он принимается грузополучателем на ответственное хранение с соответствующей отметкой в автотранспортной накладной.

Отказ от принятия груза возможен лишь в случае, если изменение его качество из-за порчи или повреждения при отсутствии вины перевозчика исключает возможность использования груза по назначению.

При невозможности доставки груза к месту нового назначения перевозчик может отказаться от перевозки, известив об этом отправителя. Все дополнительные расходы при этом оплачиваются грузоотправителем.

Соответствующий раздел договора содержит порядок определения платы за перевозку грузов и стоимости других предоставляемых услуг, а также возмещения заказчиком расходов перевозчика. Иногда вместо порядка определения цен на услуги могут указываться фиксированные величины размера провозной платы, либо в приложении к договору помещаться экономическое обоснование устанавливаемых автотранспортным предприятием тарифов.

Связанные с перевозками дополнительные работы и услуги, выполняемые перевозчиком для отправителей и получателей оплачиваются по соглашению сторон.

Вопросы тарифообразования на грузовом автомобильном транспорте регулируются Временным порядком установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации. В соответствии с этим документом все перевозчики независимо от организационно-правовой формы предприятия определяют свободные тарифы с учетом себестоимости перевозок и исходя из конъюнктуры рынка.

Плата за перевозку грузов и услуги перевозчика при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортно-экспедиционных операций вносится при приеме заказа на перевозку, если в договоре не установлен другой порядок оплаты.

Порядок расчетов по конкретным исполненным договорам перевозки (по каждой товарно-транспортной накладной) определяется с учетом инструкции Утв. Минфином СССР, Госбанком СССР, ЦСУ СССР, Минтрансом РСФСР отЗО.11.83 №156,30,354/7,10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".

Окончательный расчет за перевозку грузов производится отправителем или получателем по счету перевозчика. Счет выписывается на основе транспортных накладных. За пользование автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, выписка счета осуществляется по данным путевых листов.

Один из разделов договора регламентирует ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. Особенности регулирования обязательств сторон при автомобильных перевозках действующим законодательством заключаются, в частности, в том, что они в значительной мере предопределены императивными (обязательными) нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, УАТ вне зависимости от того, упомянуты они в договоре или нет. Поэтому стороны договора не вправе вносить в него положения, изменяющие или отменяющие требования соответствующих нормативных и подзаконных актов за исключением тех норм, которые сами допускают внесение изменений (например, увеличить существующие санкции по обязательству или предусмотреть санкции за нарушения, по которым они не установлены).

Перевозчик несет материальную ответственность за несохранность грузов в связи с их утратой, недостачей, повреждением или порчей с момента приема груза от отправителя до момента его выдачи получателю. Размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза определяется при проверке массы груза, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения.

Размер возмещения, как правило, определяется исходя из стоимости груза с учетом его текущей рыночной цены. Кроме того, подлежат возмещению заказчику провозные платежи, полученные перевозчиком за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в его стоимость.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобилей, кроме ситуаций, когда состояние дорог может потребовать увеличения пробега. Сроки доставки грузов при междугородных перевозках и порядок их исчисления устанавливаются соглашением сторон, а при его отсутствии соответствующими правилами перевозок. В договоре могут быть определены конкретные размеры штрафов за просрочку в доставке груза, несвоевременную подачу транспортных средств под погрузку, несоблюдение сроков их погрузки и разгрузки, установленные сторонами.

Как правило, в договоре предусматривается освобождение от ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств, а отправителя за их не использование при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, которых невозможно было предвидеть (форс-мажор), а также в случае ограничения или прекращения перевозок по определенным маршрутам.

Другие разделы договора могут уточнять претензионную процедуру разрешения споров сторон, которая в общем виде регламентируется действующим законодательством (статья 797 ГК РФ, УАТ). устанавливающим срок исковой давности в один год, а также согласовывать круг вопросов, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде.

Заключительный раздел договора обычно содержит согласованные сторонами условия поддержания нормальных взаимоотношений (порядок пролонгации договора и его расторжения, внесения изменений и дополнений и т.п.).

Hosted by uCoz