4. Основной нормативно-правовой акт – Правила дорожного движения.

Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса "человек — автомобиль-дорога—окружающая среда". Между тем недостаточная надежность элементов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий (ДТП), общее количество которых в Российской Федерации за 1994 г. составило 174,91 тыс. (при этом погибло 35599 и ранено 189877 человека). Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах (61% от общего числа погибших и 62% — от общего числа раненых). На долю пешеходов приходится соответственно 39% погибших и 38% раненых. Наибольшее число пострадавших — люди сравнительно молодого возраста — 30—35 лет.

Основные причины возникновения ДТП: нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей — 74,3%, нарушение Правил со стороны пешеходов — 27,5%, неудовлетворительное состояние улиц и дорог — 12,6%, технические неисправности транспортных средств — 1,3%.

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров, регулировщика. Правила отражают достигнутый уровень автомобилизации в стране и по мере ее развития изменяются и уточняются.

Редакция Правил, введенная с 1 января 1987 г. (утверждена приказом МВД СССР от 16 июля 1986 г. № 139), отличалась от предшествующей включением нескольких новых дорожных знаков и принципиальным изменением понятия "обгон" (под обгоном в этой редакции понималось опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу или сторону проезжей части встречного движения).

После распада СССР начался активный процесс формирования Российского законодательства и соответствующей нормативной базы в сфере дорожного движения. Как уже отмечалось, в рамках КВТ ЕЭК ООН завершился важный этап обновления Конвенций по дорожному движению 1968 г. и дополняющих их Европейских соглашений 1971 г. Все эти обстоятельства и послужили основанием для подготовки Российских Правил дорожного движения. Совет Министров— Правительство Российской Федерации своим постановлением от 24 июля 1992 г. № 520 поручил разработать Правила МВД Российской Федерации, ряду других заинтересованных министерств и ведомств.

В процессе подготовки обновленных Правил дорожного движения было признано целесообразным исключить из этого документа все положения, не имеющие непосредственного отношения к порядку дорожного движения (требования к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств; вопросы, касающиеся обязанностей должностных лиц предприятий, организаций и учреждений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения). Все эти нормативы объединены в самостоятельный документ "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения",* который, как и "Правила дорожного движения Российской Федерации", были утверждены постановлением Совета Министров—Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Помимо структурных изменений, в новые Правила был включен ряд новых положений, вытекающих из Российского законодательства, поправок к международным Конвенциям и Соглашениям. Существо этих нововведений сводится к следующему.

В раздел 1 добавлено 6 новых терминов: "Автомагистраль", "Дорожно-транспортное происшествие", "Организованная транспортная колонна", "Организованная пешая колонна", "Регулировщик", "Прилегающая территория". Внесены уточнения и изменения в термины "Дорога", "Мотоцикл", "Обгон", "Перекресток" и др.

В разделе 2 уточнены обязанности водителя. В частности, внесены изменения в перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель механического транспортного средства. В данный раздел включены требования о предоставлении для проверки лицензионной карточки, путевого листа и товарно-транспортных документов на перевозимый груз работникам Российской транспортной инспекции.

Теперь ремнями безопасности могут не пристегиваться только лица, обучающие вождению, а также водители и пассажиры транспортных средств оперативных служб при движении только в населенных пунктах (ранее это исключение относилось и к автомобилям-такси, связи, а также к водителям - инвалидам).

В разделе 3 более четко установлены условия получения преимущества в движении при использовании специальных световых и звуковых сигналов, упрощен порядок взаимодействия водителей автомобилей, оборудованных такими сигналами, с другими участниками движения.

Раздел 6 дополнен новыми положениями о применении в реверсивных светофорах промежуточного сигнала в виде желтой наклонной стрелы, а на железнодорожных переездах — мигающего бело-лунного сигнала, разрешающего движение.

В раздел 8 введены существенные ограничения на движение транспортных средств задним ходом, чего не было в предыдущих Правилах. Теперь водителям запрещается использовать задний ход на перекрестках, а также во всех местах, где запрещается разворот.

В разделе 9 более четко сформулированы требования по расположению транспортных средств на проезжей части. Так, вне населенных пунктов запрещено занимать левые полосы при свободных правых, а в населенных пунктах запрещается менять занятую для движения полосу, если это не связано с предстоящим поворотом, остановкой или обгоном. В этом же разделе появился запрет на движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам.

Раздел 11 в связи с изменением понятия "обгон" во многом по-новому регламентирует действия водителей при совершении этого маневра и теперь под понятие "обгон" подпадают все маневры опережения, связанные с выездом из занимаемой полосы и в пределах "своей" половины проезжей части на многополосных дорогах.

В разделе 12 определено, что ставить на стоянку автомобили под углом к краю проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется специально для этого предназначенный "карман", а не там, где " ... это не будет препятствовать движению других транспортных средств" (по ранее действовавшим Правилам).

Появился новый раздел 17, регламентирующий порядок движения в так называемых жилых зонах и дворовых территориях.

В жилых зонах пешеходы имеют абсолютный приоритет в любых местах при движении по проезжей части и для водителей установлен предел скорости — 20 км/ч.

Раздел 19 запрещает в темное время суток движение без включенных фар ( только с габаритными огнями). Независимо от наличия наружного освещения на всех транспортных средствах должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

В Правилах появилось 7 новых дорожных знаков и 2 дополнительные таблички.

Во второй документ — "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" вошли все положения, не относящиеся непосредственно к регламентации самого порядка движения, а также новые нормативы, закрепленные в ГОСТ 25478—91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", ГОСТ Р 50574—93 "Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" и в ряде других стандартов.

Hosted by uCoz