2.3 Внешний и внутренний автомобильный шум.

Шум, возникающий при эксплуатации автомобилей , оказывает воздействие на окружающую среду. Уровень внешнего автомобильного шума (в дБА) регламентируются ГОСТ 27463-87:


Легковые и грузопассажирские автомобили 77
Автобусы и грузовые автомобили с полной массой, кг:
не более 2000 78
2000 - 3500 79
Автобусы с полной массой свыше 3500 кг. и с двигателем мощностью:
менее 150 кВт (204 л.с) 80
150 кВт (204 л.с)и более 83
Грузовые автомобили и автопоезда с полной массой свыше 3500 кг и с двигателем мощностью:
менее 75 кВт (102 л.с) 81
75 кВт (102 л.с) и более, но менее 150 кВт (204л.с) 83
150кВт (204 л.с) и более 84

Наряду с этим регламентируется и шум, возникающий внутри автомобиля и отрицательно действующий на водителя и пассажиров. Эти нормы в (дБА) установлены ГОСТ 27435-87 и различны для автомобилей, производство которых начато до и после 01.01.91 г.        


Начало производства   до 01.01.91 с 01.01.91
Легковые и грузопассажирские автомобили 80 78
Грузовые автомобили и автопоезда для международных и междугородних перевозок (соспальным местом) 82 80
Остальные грузовые автомобили и автопоезда 84 82
Автобусы с передним расположением двигателя:
рабочее место водителя 82 80
пассажирское помещение 81 80
Автобусы с другим расположением двигателя:
рабочее место водителя 78 78
пассажирское помещение(кроме городского автобуса) 82 80
пассажирское помещение городского автобуса 84 82

Для модификаций автомобилей допустимые нормы устанавливаются равными нормам для базовых моделей.

Шумовое воздействие. Усиление экологической напряженности во многих городах и регионах России связано с шумовым воздействием автомобильного транспорта. Шум особенно беспокоит жителей крупных городов, особенно проживающих вдоль автомагистралей. Шумовое неудобство создают также открытые автостоянки, расположенные в районах жилой застройки.

Специалистами проводились исследования окружающей автостоянку акустической среды. В ходе анализа оценивались три показателя: 

1) максимальный уровень шума в ночное время суток, 

2) эквивалентный уровень шума за наиболее шумные полчаса ночного времени (как правило, с 6 ч 30 мин до 7 ч утра), 

3) эквивалентный уровень шума за наиболее шумные 8 часов дневного времени. 

Все три показателя сравнивались с санитарными нормами допустимого шума в помещениях и общественных зданиях и на территории жилой застройки.

Результаты исследований позволили сделать выводы: уровни шума от автомобилей на стоянке значительно колеблются по времени суток, дням недели и зависят от температуры воздуха, а также от вместимости стоянки и планировки. Была проведена оценка звукового поля автостоянки и выявлено, что схема расположения автомобилей на территории стоянки не влияет на величину издаваемого шума. Пиковые значения шумов отмечены в местах выезда автомобилей с автостоянки, что надо учитывать при размещении стоянки внутри жилой застройки.

Вибрация. Особую экологическую проблему представляет вибрация, возникающая при движении тяжелых грузовых автомобилей. Вибрационное воздействие транспорта к настоящему времени изучено недостаточно, но известно, что оно негативно сказывается на целостности инженерных сооружений (мостов, тоннелей, дамб), может провоцировать такие природные явления как оползни, сходы лавин, приводит к быстрому износу зданий и сооружений, исторических памятников.