2.1.1 Основные функции и эксплуатационные свойства моторных масел.

Масла любого типа выполняют ряд различных функции из которых основными являются: уменьшение износа деталей, снижение потерь энергии на трение, герметизация зазоров между деталями (например, между поршнем и гильзой цилиндра двигателя), отвод тепла циркулирующим маслом от нагретых деталей, вынос из зон трения продуктов износа и перенос их в фильтрующие устройства систем смазки, защита металлических поверхностей от коррозии.

Основные эксплуатационные свойства:

Вязкость характеризует текучесть масла и его способность обеспечивать жидкостное трение.

Например:

Вязкость моторных масел зависит от температуры. При оценке моторного масла знание величины его вязкости при какой-то одной определенной температуре еще недостаточно, надо знать насколько изменится вязкость масла при изменении его температуры. Для облегчения пуска двигателя возникла серьезная необходимость получения масел с пологой вязкостно-температурной характеристикой (Рис.7.).

Рис.7. Кривые изменения вязкости масел с понижением температуры.

Более пологая кривая соответствует маслу, сохраняющее текучесть при низкой температуре.

Использование специальных загущенных масел позволяет производить пуск двигателя при температурах до –400С без применения средств подогрева и обеспечить надежную его работу в широком диапазоне рабочих  температур — это одно из важнейших требований, предъявляемых к маслам на современном этапе.

Показателем, характеризующим подвижность масел при низких температурах, является температура застывания. На практике считают, что масло можно применять при температуре воздуха на 10-150С выше температуры  его застывания.

Под противоизносными свойствами масла понимается его способность образовывать на трущихся поверхностях прочную пленку, препятствующую непосредственному контакту трущихся поверхностей и уменьшающую трение между ними. Такая пленка способна также изолировать металл от коррозионно-агрессивных продуктов.

Под химической стабильностью понимается противоокислительная устойчивость масла, то есть способность его противостоять изменению своих  свойств при воздействии кислорода и других способствующих окислению факторов. В результате окисления изменяется химический состав масла и, как правило, ухудшаются его эксплуатационные свойства. Наиболее эффективным антиокислительными присадками являются присадки ДФ-11, НП-360, вводимые в масло в количестве 0,1..0,5 %.

Коррозионность масел обуславливается наличием органических или минеральных кислот, которые содержатся в них или образуются в процессе работы двигателя. Органические кислоты всегда имеются в небольших  количествах, содержание неорганических кислот, в виду их особой коррозионности, в масле не допускается.

Механические примеси – это вещества, находящиеся в масле во взвешенном состоянии. Содержание их в масле крайне нежелательно и вредно. Все происходящие в масле изменения в процессе работы двигателя вызываются накоплением в масле различных инородных веществ. (Рис.8.).

Рис.8. Продукты загрязнения масла при работе двигателя

В двигателе масло расходуется и загрязняется, что заставляет держать систему смазки под строгим контролем, регулярно доливать свежее масло, следить за тем, как изменились свойства работающего масла, и своевременно полностью заменять отработанное масло свежим в строгом соответствии с маркой используемого масла.

Hosted by uCoz