Несущая система

Способы выявления и устранения неисправностей

Техническое состояние рамы проверяют внешним осмотром. Ослабевшие заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при простукивании мест соединений легкими ударами молотка.

При ослаблении заклепочных соединений рамы, трещинах и деформациях ее элементов раму необходимо ремонтировать. Коррозию удаляют, зачищая пораженные места, и обрабатывают их преобразователем коррозии. Места с поврежденной окраской подкрашивают.

Осевое перемещение буксирного крюка проверяют опробованием. Износ крюка не должен превышать 5 мм.

Чтобы устранить осевое перемещение буксирного крюка, между опорными шайбами и упругим элементом устанавливают дополнительную прокладку. Гайка буксирного крюка должна быть навинчена только до упора в опорную шайбу, но не затянута. После этого гайку поворачивают в обратную сторону до совмещения одной из прорезей на ней с отверстием на крюке и шплинтуют. При этом осевое перемещение буксирного крюка не должно превышать 0,5 мм. Потерявший упругость или изношенный упругий резиновый элемент, а также буксирный крюк, изношенный более чем на 5 мм, заменяют.

Рис. 15. Линейка КИ-650:

1 — подвижная труба, 2 — винт, 3 — шкала, 4 — наружная труба, 5 — промежуточная   труба, 6 — фиксатор, 7 — удлинитель, 8 — наконечник, 9 — пружина, 10 — указатель, 11 — цепочка

Углы установки управляемых колес определяют с помощью переносных приборов, механических или оптических стендов. Из переносных приборов наиболее распространена линейка КИ-650 (рис. 15). Требуемую длину линейки (в зависимости от модели автомобиля) устанавливают, перемещая удлинитель 7 и закрепляя его фиксатором 6. Автомобиль устанавливают на ровную горизонтальную площадку и затормаживают, а управляемые колеса поворачивают в положение для движения прямо. Между ними устанавливают линейку таким образом, чтобы конусные наконечники 8 упирались в боковины покрышек впереди осей вращения колес, рядом с ободьями, а концы обеих цепочек 11 касались поверхности площадки. Пружина 9 удерживает линейку от перемещения. Указатель 10 устанавливают на нулевое деление шкалы 3 и закрепляют винтом 2. Затем автомобиль растормаживают и перемещают вперед до тех пор, пока линейка не окажется сзади колес, а концы цепочек не будут касаться поверхности площадки. По делениям шкалы 3 определяют схождение колес и сравнивают его с требуемым согласно технической характеристике автомобиля.

Для определения развала колес и углов наклона шкворня используют специальный прибор (рис. 16). Перед измерением угла развала автомобиль и управляемые колеса приводят в то же положение, что и для измерения угла схождения. Прибор с помощью зажима 3 и винтов 4 и 2 устанавливают на ступице так, чтобы пузырьки обоих уровней заняли место в центре между рисками.

Рис. 16. Прибор для проверки развала колес и углов установки шкворней:

1,7,8 — шкалы, 2,4 — винты, 3 — зажим, 5 — стойка, 6 —  корпус прибора

Затем автомобиль растормаживают и перемещают вперед на пол-оборота колеса. Добившись установки пузырька уровня со шкалой 7 против нулевого деления, определяют по шкале 1 угол развала колес и сравнивают его с требуемым.

Для проверки продольного и поперечного углов наклона шкворня управляемыми колесами заезжают на градуированные поворотные круги.

Повернув колеса на 20° вправо, затормаживают прибор на ступице, как было указано выше. Отпустив винт 2, поворачивают корпус 6 прибора относительно шаровой опоры стойки 5 таким образом, чтобы пузырьки обоих уровней заняли место против нулевых делений шкал 7 и 8. Затем фиксируют положение корпуса прибора винтом 2. Колеса поворачивают в левую сторону до отметки 20° на шкалах поворотных кругов, затормаживают их и определяют по шкалам 7 и 8 значения поперечного и продольного углов наклона шкворня, которые должны соответствовать значениям, соответствующим технической характеристике.

Механический стенд для проверки углов установки управляемых колес состоит из платформы с подвижной плитой, постамента, смонтированного на одном уровне с платформой, и колонки с приборами. При наезде автомобиля одним колесом на платформу, а другим — на постамент подвижная плита смещается в поперечном направлении под действием боковых сил, вызванных схождением и развалом колес. Схождение и развал определяют по приборам, показания которых зависят от смещения плиты.

Для проверки углов установки управляемых колес при помощи оптического стенда на колесе автомобиля укрепляют зеркальный отражатель. Направленный световой луч отражается на шкалу микроскопа стенда. По смещению светового пятна на шкале определяют углы установки колес.

При нарушении углов установки управляемых колес их схождение регулируют. Для этого ослабляют стяжные болты наконечников поперечной тяги и трубным ключом вращают тягу; для увеличения схождения — вперед, а для уменьшения — назад. Закончив регулирование гайки стяжных болтов наконечников тяги завертывают до отказа. Наклон шкворней и развал колес грузовых автомобилей не регулируют, а восстанавливают, заменяя изношенные детали шкворневого соединения. При необходимости правят балку передней оси.

Для определения развала колес на легковых автомобилях можно замерять расстояние от вертикальной стойки приставленного угольника до верхней и нижней частей обода колес Б—В (рис. 17, а). Эта разность размеров должна составлять для автомобиля ВАЗ-2105 1—5 мм, для «Москвича» — 1,5—7,5 мм, для ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 — (0±3) мм. Развал колес регулируется на автомобилях ВАЗ-2105 и «Москвич» изменением количества регулировочных шайб и пластин 15. На автомобиле ВАЗ-2108 развал регулируется эксцентриковым болтом при ослабленной его гайке и гайке нижнего болта. Затягивают гайки с усилием 90 НЧм.

Рис. 17. Углы установки управляемых колес:

а — углы развала и наклона оси шкворня вбок, б — угол наклона оси шкворня верхним концом назад

Схождение колес на легковых автомобилях регулируют поворотом боковых тяг рулевой трапеции, при этом длины левой и правой тяг (Б) должны быть равными (см. рис. 42, б).


Рис. 18. Схема рулевых трапеций:

а — грузового автомобиля, б — легкового автомобиля; 1 — поперечная тяга, 2 — боковые тяги

Регулировку подшипников ступиц управляемых колес проверяют по осевому люфту в подшипнике и легкости вращения колес. Вывесив колесо, покачивают его за шину в направлении, перпендикулярном плоскости вращения, и определяют люфт. Легкость вращения колеса проверяют, толкнув его рукой за шину. При тугом вращении возможно задевание тормозных колодок за поверхность барабана. Если проверкой эта неисправность не установлена, то причиной тугого вращения колеса могут быть неправильная регулировка или отказ в работе подшипников ступиц. Признаком этой неисправности является также нагрев ступицы при движении автомобиля. При правильной регулировке подшипников колесо от сильного толчка рукой должно сделать не менее 6—8 оборотов.

Для регулировки подшипников ступиц управляемых колес на грузовых автомобилях колеса вывешивают. Сняв крышку подшипника и отвернув контргайку, ослабляют затяжку гайки, отвернув ее на 1/4—1/2 оборота. Проверяют легкость вращения колеса. При тугом вращении устанавливают и устраняют его причину: заедание тормозных колодок за барабан, заедание сальников или разрушение подшипников. Затем плавно затягивают гайку до тугого вращения колеса (начала торможения ступицы подшипниками). Затягивая гайку, одновременно поворачивают колесо, чтобы ролики разместились в подшипниках правильно. Затем отпускают гайку 3 на 1/8—1/4 оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замочной шайбе. Затянув контргайку и отогнув стопорную шайбу на ее грань, проверяют легкость вращения колеса.

Для регулирования подшипников ступиц задние колеса вывешивают и отсоединяют полуось от ступицы. Дальнейшие действия аналогичны рассмотренным выше. Регулировочная гайка фиксируется контргайкой и стопорным кольцом.

На автомобиле ВАЗ-2105 регулировку подшипников колеса выполняют с помощью индикатора, установленного на ступице. Если зазор в подшипниках превышает 0,15 мм, то отвертывают регулировочную гайку, заменяют ее новой, затягивают ее с моментом 20 НЧм, провертывают ступицу в обоих направлениях, затем ослабляют регулировочную гайку и повторно затягивают ее моментом 7 НЧм, далее отворачивают на 20—25о и доводят зазоры в подшипниках до 0,02—0,08 мм.

Порядок проверки и регулировки подшипников на автомобилях «Москвич» следующий:

Нарушение балансировки колес сопровождается усиленным износом шин и ухудшает устойчивость автомобиля при движении. Она обычно является следствием неравномерного износа протектора по окружности, смещения балансировочных грузиков или шин при монтаже, деформации обода колеса и повреждения шины. Проверка и балансировка колес наиболее эффективно может быть проведена на стенде.

Техническое состояние колес и шин проверяют осмотром. Обод колеса не должен иметь забоин, погнутостей, вмятин. Отверстия в дисках под шпильки крепления не должны быть изношенными. В шинах не должно быть застрявших предметов. Давление воздуха в шинах должно соответствовать данным, приведенным в табл. 8.

Высота рисунка протектора, измеренная по центру беговой дорожки, должна соответствовать требованиям п. 5.1 приложения 3 Правил дорожного движения (шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.). Разница глубины рисунка протектора у шин, устанавливаемых на сдвоенные колеса, не должна превышать 3 мм.

Поврежденные листы рессор, резиновые втулки и буфера заменяют. Листы рессор, потерявшие упругость, направляют в ремонт. Гайки стремянок рессор подтягивают до сжатия пружинных шайб. Дальнейшая затяжка гаек не рекомендуется.

Демонтаж и монтаж шин следует выполнять на специальных стендах. Если необходимость перемонтажа возникла в пути, его выполняют при помощи монтажных лопаток.

Hosted by uCoz