Тормозные системы

Способы выявления и устранения неисправностей

Свободный ход педали тормоза определяют линейкой 8, опирающейся торцом в пол 7 кабины рядом с педалью (рис. 1). 

Рис. 1. Проверка и регулирование свободного хода педали тормоза автомобиля ЗИЛ-431410:

1 — тяга, 2 — контргайка. 3 — вилка. 4 — палец, 5 — промежуточный рычаг, 6 — педаль, 7 — пол кабины, 8 — линейка

Определив, против какого деления линейки находится педаль в отпущенном состоянии, нажимают на нее до появления ощутимого сопротивления перемещению и фиксируют, какому делению линейки соответствует это положение педали. Разность замеров в первом и втором положениях дает свободный ход педали, который должен иметь следующие значения для автомобилей, мм:


ГАЗ-53-12 8—14
ЗИЛ-431410 10—25
ЗИЛ-4331 10—25
«Москвич-21—40» 1—5
«Москвич-21—41» 1—5
ГАЗ-24 «Волга» 10—15
Автомобили ВАЗ всех марок 3—5

Свободный ход педали тормоза автомобиля ГАЗ-53-12 регулируют, изменяя длину толкателя 6 (рис. 2).

Рис. 2. Устройство для регулирования свободного хода педали тормоза:

1 — рычаг педали, 2 — палец, 3 — тяга, 4 — контргайка, 5 — гайка толкателя, 6 — толкатель, 7 — поршень

Предварительно разъединяют педаль и толкатель, расшплинтовав и вынув палец. Под действием оттяжной пружины педаль займет крайнее верхнее положение. Отвернув контргайку 4 и удерживая толкатель 6 за шестигранную поверхность ключом, ввертывают в него (или вывертывают) тягу 3 педали до такого ее положения, чтобы при касании сферическим концом толкателя поршня главного тормозного цилиндра ось тяги 3 педали была смещена назад и не доходила до оси отверстия педали на 1,5—2,5 мм. Не нарушая этого положения, затягивают контргайку 4, совмещают отверстия тяги и педали, устанавливают и зашплинтовывают палец, после чего вновь проверяют свободный ход педали тормоза.

Можно регулировать свободный ход педали тормоза, не разъединяя педаль и толкатель. В этом случае, вращая ключом чайку толкателя 5, устанавливают зазор между поршнем 7 и толкателем 6 в пределах 1,5—2,5мм. Зазор определяют косвенно по свободному ходу педали. При навертывании толкателя 6 на тягу 3 свободный ход увеличивается, а при свертывании — уменьшается. После регулировки контргайку 4 затягивают.

Свободный ход педали тормоза автомобиля ЗИЛ-431410 регулируют, изменяя длину тяги 1 (см. рис. 1). Для этого ослабляют контргайку 2, извлекают палец 4 и отсоединяют вилку 3 от промежуточного рычага. Навертывая вилку 3 на тягу 1 или свертывая с нее и каждый раз соединяя ее с тягой 1, добиваются свободного хода конца педали тормоза 10—25мм (см. рис. 1).

Свободный ход педали тормоза на автомобилях ВАЗ при неработающем двигателе (рис. 3) регулируют перемещением наконечника выключателя сигнала торможения при отпущенных гайках его крепления. Если выключатель окажется излишне приближен к педали, то она не будет полностью возвращаться в исходное положение и между штоком и поршнем главного тормозного цилиндра не будет зазора, что приведет к неполному растормаживанию колес.

Рис.3. Педаль тормоза автомобиля ВАЗ-2105

На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2108 при снятом усилителе регулируют выступание регулировочного болта относительно плоскости крепления фланца главного цилиндра. Этот размер должен составлять 1,05—1,25мм.

Свободный ход тормозной педали на автомобиле «Москвич» регулируют изменением длины толкателя вакуумного усилителя. Для этого нужно ослабить контргайку и пассатижами за накатанную часть поворачивать толкатель. При завертывании толкателя в вилку свободный ход увеличивается, а при вывертывании — уменьшается.

Герметичность соединений гидравлического привода тормозов проверяют осмотром. Перед проверкой следует 3—4 раза резко нажать на педаль тормоза. В соединениях не должно быть подтекания тормозной жидкости.

Воздух из гидравлического привода тормозов удаляют («прокачку» тормозов) вдвоем в такой последовательности: гидровакуумный усилитель, заднее правое колесо, переднее правое колесо, переднее левое колесо, заднее левое колесо. Операцию выполняют при неработающем двигателе. Сняв коврик и открыв крышку люка в полу кабины, очищают главный тормозной цилиндр от грязи и отвертывают пробку наливного отверстия. Если уровень жидкости в главном тормозном цилиндре ниже кромки наливного отверстия более чем на 15—20 мм, доводят его до нормального и в течение всей операции не допускают понижения его более чем до половины резервуара, доливая при необходимости тормозную жидкость.

С перепускного клапана прокачиваемого колесного цилиндра снимают защитный резиновый колпачок и надевают вместо него один конец резинового шланга длиной 350—450 мм, другой конец которого опускают в прозрачный сосуд вместимостью не менее 0,5 л, заполненный до половины тормозной жидкостью. Если резиновый шланг снабжен штуцером, его следует ввернуть вместо болта-пробки перепускного клапана (рис.4). Отвернув на ½ — ¾  оборота перепускной клапан, резко нажимают на педаль тормоза и плавно ее отпускают до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков из шланга, опущенного в сосуд. После этого перепускной клапан завертывают до отказа и, сняв шланг, надевают на него резиновый колпачок или ввертывают болт-пробку.

Рис. 4. Удаление воздуха из системы гидропривода колесного тормоза:

а — дискового, б — барабанного; 1 — сосуд с водой, 2 — шланг, 3  — перепускной клапан

Проверяют уровень жидкости в главном тормозном цилиндре, при понижении доводят его до нормального. Собранную тормозную жидкость можно использовать повторно для заполнения тормозной системы, но не ранее чем через сутки после выхода воздуха.

Перед проверкой действия гидровакуумного усилителя тормозов 3—4 раза нажимают на педаль тормоза при неработающем двигателе для устранения разрежения в системе усилителя. Нажав на педаль тормоза с усилием 300—500 Н, пускают двигатель. Если система усилителя исправна, то будет ощущаться перемещение педали к полу и одновременно слышно шипение воздуха, проходящего через воздушный фильтр усилителя, расположенный в кабине. Не отпуская тормозную педаль автомобиля, двигатель останавливают.

Если усилитель и его система исправны, то педаль не будет перемещаться в течение 1—2 мин. Обратное перемещение педали указывает на неплотности в соединениях вакуумного трубопровода или в запорном клапане усилителя.

При проверке состояния и герметичности трубопроводов, шлангов и приборов пневматического привода тормозов необходимо следить за тем, чтобы трубопроводы не были погнутыми, а шланги — скрученными. Негерметичность обнаруживают по падению давления воздуха в системе после остановки двигателя, а места утечек устанавливают на слух (при сильных утечках) или по пузырькам воздуха, выходящим через мыльную эмульсию, нанесенную кисточкой на предполагаемое место утечки.

Запустив двигатель, дают ему поработать на холостом ходу до тех пор, пока давление в воздушных баллонах, измеряемое по показаниям верхней шкалы манометра на щитке приборов, не достигнет 0,73—0,77 МПа. Остановив двигатель, наблюдают за стрелкой манометра при свободном положении педали тормоза. Если падение давления в течение 30 мин не превышает 0,05 МПа, то участок компрессор—воздушные баллоны—тормозной кран герметичен. В противном случае следует искать места негерметичности на этом участке.

Чтобы проверить герметичность всей тормозной системы, резко нажимают на педаль тормоза до отказа и, удерживая ее, наблюдают за показаниями манометра на щитке приборов. Если система герметична, давление вначале несколько снизится, а затем станет постоянным и равным давлению в тормозных камерах, которое показывает нижняя шкала манометра. Давление не должно снижаться, пока педаль тормоза нажата. Падение давления указывает на утечку воздуха, места которой следует искать в соединениях и приборах всей тормозной системы.

Чтобы проверить герметичность тормозных камер передних колес при нажатии педали тормоза, наносят мыльную эмульсию на стяжной хомут, дренажные отверстия в корпусе и место присоединения шланга к камере. Тормозные камеры задних колес с пружинными энергоаккумуляторами проверяют на герметичность при наличии сжатого воздуха в контурах приводов стояночной и рабочей тормозных систем.

Пружинные аккумуляторы проверяют при выключенной стояночной тормозной системе, так как при этом они наполняются сжатым воздухом. Утечка воздуха через дренажное отверстие или из-под винта устройства для механического растормаживания свидетельствует о разбухании манжеты поршня энергоаккумулятора, через входной штуцер тормозной камеры — о повреждении уплотнительного кольца толкателя, через отверстия в корпусе камеры — о повреждении мембраны.

Утечка воздуха из компрессора возможна при износе клапанов, ослаблении пружин, повреждении уплотнительных колец седел клапанов. При засорении фильтра регулятора давления воздух перестает поступать в пневмосистему.

Если нарушена работа защитных клапанов, а при проверке на герметичность воздух проходит в атмосферные отверстия пробок и выходит из-под чехлов, защитные клапаны подлежат замене на исправные.

Герметичность тормозного крана проверяют в двух положениях: при затормаживании и растормаживании. Утечка воздуха через атмосферный вывод в положении растормаживания свидетельствует о негерметичности впускного клапана одной из секций, а в положении затормаживания — выпускного клапана.

В тормозных камерах пневматического привода тормозов утечку воздуха в зоне хомута или отверстия в корпусе камеры устраняют подтягиванием болтов хомута или соединительного шланга. Если это не приводит к положительным результатам, заменяют мембрану камеры. Срок службы мембраны тормозной камеры переднего колеса 3 года, а заднего — 2 года. По истечении этого срока их заменяют. При невозможности устранить негерметичность тормозные камеры заменяют.

Разбирать, осматривать, чистить и смазывать тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором должен только квалифицированный специалист, оснащенный специальным приспособлением, так как в цилиндре сжата сильная пружина, при неправильной и неосторожной разборке которой можно получить травму.

Негерметичные клапаны компрессора притирают к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта.

Если давление воздуха в пневмосистеме выходит за  пределы 0,65—0,80 МПа, его устанавливают с помощью регулировочного винта регулятора давления.  Для  очистки фильтра    регулятора давления от грязи его вынимают, отвернув нижнюю крышку регулятора. Фильтр промывают в бензине, а внутренние полости регулятора и крышки очищают.

После полного слива конденсата из воздушных баллонов необходимо заполнить пневматическую систему воздухом и только потом остановить двигатель. В случае попадания конденсата из воздушных баллонов в приборы и пневмоприводы и замерзания его в зимнее время для отогревания приборов, пневмоприводов и воздушных баллонов применяют горячую воду, но не открытый огонь.

Натяжение ремня привода компрессора (рис.5) регулируют, смещая ободья шкива относительно ступицы.

Рис.5. Регулирование натяжения ремня привода компрессора автомобиля ЗИЛ-431410:

1 - приспособление для вращения, 2 — приводная половина шкива с нарезкой, 3 - ремень, 4 — фиксирующий болт, 5 - регулирующая резьбовая половина шкива

Состояние накладок тормозных колодок проверяют по расстоянию от поверхности накладки до головки заклепки, которое должно быть не менее 0,5 мм.

Зазоры между накладками тормозных колодок и барабанами устанавливают частичным или полным регулированием их. Частичное регулирование выполняют для уменьшения зазоров между накладками и барабанами с целью компенсации их износа. Полное регулирование осуществляют после разборки и ремонта тормозных механизмов или при нарушении концентричности рабочих поверхностей фрикционных накладок и тормозного барабана.

Частичное и полное регулирование выполняют на каждом колесном тормозном механизме отдельно при вывешенном колесе.

Перед регулированием проверяют люфт в подшипниках ступиц колес и при необходимости регулируют подшипники.

Для частичного регулирования зазоров между накладками тормозных колодок и барабанами автомобиля ГАЗ-53-12 колесо поворачивают так, чтобы окно тормозного барабана оказалось  на   расстоянии  30—40  мм  от  верхнего  конца  передней  тормозной  колодки   (рис. 6).

Рис. 6. Проверка и регулирование зазора между накладками тормозных колодок и тормозным барабаном:

а —  проверка зазора,  б — регулирование зазора; 1 — тормозной клапан, 2 — фрикционная накладка, 3 — тормозная колодка, 4 — опорные пальцы колодок, 5 — регулировочный эксцентрик колодки.

Щупом замеряют зазор между накладкой и тормозным барабаном, который должен быть в пределах 0,1— 0,4 мм. В противном случае, вращая колесо вперед, одновременно поворачивают ключом за шестигранную головку эксцентрика 5 по часовой стрелке до начала торможения колеса. Затем эксцентрик отвертывают до начала свободного вращения колеса. При регулировании передних и задних колодок передних колес и передних колодок задних колес вращают колеса вперед, а при регулировании задних колодок задних колес — назад.

Частичное регулирование зазоров между накладками тормозных колодок и барабанами автомобилей ЗИЛ выполняют поворотом оси червяка регулировочного рычага. Сначала червяк поворачивают ключом по часовой стрелке до затормаживания колеса, а затем в обратную сторону на 4—5 щелчков до свободного вращения колеса.

Для полного регулирования зазоров между накладками тормозных колодок и барабанами автомобиля ГАЗ-53-12 ослабляют контргайки опорных пальцев 4 (см. рис. 6), нажимают на педаль тормоза с постоянным усилием 0,12—0,16 кН и поворачивают ключами опорные пальцы навстречу друг другу до соприкосновения концов фрикционных накладок со стороны пальцев с барабаном. При этом метки, нанесенные на торцах пальцев, должны быть повернуты друг к другу. Удерживая ключом опорные пальцы в этом положении, затягивают контргайки пальцев. Затем поворачивают регулировочные эксцентрики 5 по часовой стрелке до упора колодок в барабан. Отпустив педаль тормоза, вращают эксцентрики в обратном направлении до начала свободного вращения колеса.

Полное регулирование зазоров между накладками тормозных колодок и барабанами автомобилей ЗИЛ (МАЗ, КрАЗ, КамАЗ) выполняют в следующем порядке. Ослабляют гайки крепления осей тормозных колодок и сближают эксцентрики, повернув оси метками, нанесенными на их наружных торцах друг к другу. Затем ослабляют болты крепления кронштейнов тормозных камер передних и задних колес, а на задних еще и болты крепления опоры разжимного кулака.

В тормозную камеру регулируемого колеса подают сжатый воздух под давлением 0,10— 0,15 МПа, нажимая на педаль тормоза, или от гаражной установки. Поворачивая эксцентрики, добиваются прилегания накладок к барабану. Щуп толщиной 0,1 мм, введенный через окна в тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок, не должен проходить вдоль всей ширины накладки. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру или не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, затягивают гайки осей, болты крепления кронштейнов тормозных камер и опор разжимных кулаков. После этого прекращают подачу сжатого воздуха или отпускают регулировочный рычаг и присоединяют шток тормозной камеры.

Ось червяка регулировочного рычага поворачивают так, чтобы ход штока тормозных камер задних колес был 20—30 мм, а передних — 15—25мм. У автомобилей КамАЗ для всех тормозов ход штока должен быть не более 5 мм, а после регулирования — не менее 15 мм для передних и 20 мм для задних тормозов. При нажатии на тормоз штоки тормозных камер должны перемещаться быстро, а барабаны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок.

На автомобилях «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140», ИЖ-21251 «Комби», ГАЗ-24 «Волга» и ЗАЗ-968 «Запорожец» постоянный и необходимый зазор между накладками тормозных колодок и барабанами поддерживается автоматическим устройством.

На автомобилях ВАЗ передние дисковые тормоза в процессе эксплуатации также не регулируют, так как номинальный зазор между накладками тормозных колодок и тормозным диском поддерживается автоматически в результате упругости уплотнительных колец и осевого биения тормозного диска. Задние барабанные тормоза по мере износа рабочих поверхностей и барабанов необходимо регулировать при увеличении зазора между колодками и барабанами более 0,1—0,15мм.

Для установки необходимого зазора между накладками и барабаном необходимо прижать тормозные колодки к барабанам, нажав тормозную педаль, и вращением головок регулировочных эксцентриков соответственно передних и задних колодок тормозов подвести их до соприкосновения с колодками и затем отпустить педаль. Далее повернуть головки регулировочных эксцентриков так, чтобы барабан регулируемого колеса не задевал за колодки при вращении.

Загрязненные и замасленные накладки тормозных колодок и барабаны промывают в течение 20—30 мин в ванне с содовым растворим. После очистки накладки зачищают металлической щеткой. Изношенные накладки тормозных колодок заменяют.

Негерметичность в соединениях тормозных систем устраняют подтягиванием крепежных деталей. Изношенные поршни цилиндров, порванные штанги и диафрагмы, разбухшие и изношенные манжеты заменяют.

В тормозных камерах пневматического привода тормозов утечку воздуха в зоне хомута или отверстия в корпусе камеры устраняют подтягиванием болтов хомута или соединения шланга. Если это не приводит к положительным результатам, заменяют мембрану камеры. Срок службы мембраны тормозной камеры переднего колеса 3 года, а заднего — 2 года.

Правильность регулировки зазоров проверяют пробегом. Если обод барабана нагревается так, что к нему невозможно прикоснуться рукой, зазор необходимо несколько увеличить.

При проверке исправности механического привода стояночной тормозной системы следует убедиться в том, что пальцы, соединяющие сочленения привода, зашплинтованы. Для полного затормаживания барабана стояночной тормозной системы стопорная защелка должна перемещаться на 4—6 зубьев сектора.

Для регулирования стояночного тормоза трансмиссионного типа (рис. 7) вывешивают одно из задних колес, рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение, а рычаг тормоза — в крайнее переднее положение.

Рис. 7. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53-12:

1 — регулировочный винт с конусом, 2 — приводной рычаг, 3 — рычаг тормоза, 4 — опорный диск, 5 — разжимный стержень, 6 — тормозные колодки, 7 — толкатель, 8 — тормозной барабан, 9 — стяжные пружины, 10 — регулировочная гайка, 11 — контргайка, 12 — регулировочное устройство, 13 — опорные стержни, 14 — корпус

Регулировочный винт 1 завертывают до такой степени, чтобы тормозной барабан 8 нельзя было повернуть усилием руки. Отпустив затем винт 1 до свободного вращения барабана, проверяют ход рычага 3 тормоза, необходимый для полного торможения. Если стопорная защелка перемещается на 4—6 зубьев сектора, регулирование выполнено удовлетворительно. В противном случае снова завертывают регулировочный винт 1 до затормаживания барабана. Затем, отвернув контргайку 11, завертывают регулировочную гайку 10 до тех пор, пока приводной рычаг 2 не упрется в разжимный стержень 5. Отвернув регулировочную гайку на 2—7 оборотов, отпускают регулировочный винт 2 до свободного вращения барабана.

Необходимость регулирования стояночного тормоза, действующего на рабочий тормоз задних колес, возникает вследствие вытягивания тросов привода и естественного износа колодок и тормозного барабана.

Стояночный тормоз (рис. 8) автомобиля «Жигули» регулируют натяжным устройством троса 1 следующим образом. Подтягивают рычаг стояночной тормозной системы вверх на два зуба сектора и, ослабив контргайку 3 натяжного устройства, подтягивают гайку 2 до натяжения заднего приводного троса. Затем, проворачивая поднятые задние колеса рукой, убеждаются в том, что накладки колодок не задевают за барабаны. Далее, установив автомобиль на небольшой уклон, поднимают рычаг тормоза вверх на 3—4 зуба сектора и убеждаются в том, что автомобиль удерживается на месте. После этого затягивают контргайку натяжного устройства.

Рис. 8. Натяжное устройство троса привода стояночного тормоза автомобиля «Жигули»:

1— трос, 2 — гайка, 3 — контргайка

Hosted by uCoz