3.1. Условия эксплуатации.

Автотранспортным средством называется машина, перемещение которой по поверхности земли осуществляется с помощью силы, создаваемой взаимодействием колес с дорогой или грунтом. К ним относятся одиночные автомобили, автобусы и автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепов (полуприцепов).

Наличие специфических свойств позволяет использовать автотранспортные средства при выполнении общей для транспортных средств производственной функции в условиях, при которых применение других транспортных средств является невозможным или менее целесообразным.

Качество автомобиля - это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.

Свойство – категория, выражающая некую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Свойства вещей внутренне присущи им, существуют объективно независимо от человеческого сознания.

Эксплуатационные свойства – группа свойств, определяющих степень приспособленности автомобиля к эксплуатации в качестве специфического (наземного колесного, безрельсового) транспортного средства.

Основные эксплуатационные свойства автомобиля:

Автомобиль является частью системы «автомобиль – водитель – дорога - среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства  в оценке качества или эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется, т.е. от условий эксплуатации.

Условия эксплуатации в целом определяются дорожными, транспортными и природно-климатическими условиями.

3.1.1. Дорожные условия.

Дорожные условия характеризуются следующими факторами: элементами профиля и плана дорог, рельефом местности, видом и ровностью дорожного покрытия, интенсивностью движения, помехами движению, стабильностью дорожного состояния, режимами движения.

Требования к автомобильным дорогам определяются Государственным Стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93.

Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплутационным характеристикам объединены в три группы:

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Все дороги РФ в зависимости среднесуточной интенсивности движения автомобилей в соответствии со СНиП 2.05.02-85 делятся на пять категорий.

Таблица 2.1.7. Основные технические показатели автомобильных дорог общей сети.

Показатели Категории
I-а I-б,II III IV V
Расчетная интенсивность движения транспортных единиц в сутки Св.7000     Св. 7000;Св. 3000 до 7000 Св. 1000 до 3000 Св. 100 до 1000 До 100
Расчетная скорость движения, км/ч 150 (120;80) 120 (100; 60) 100 (80; 50) 80 (60; 40) 60 (40; 30)
Число полос движения 4; 6; 8 4; 6; 8; 2 2 2 1
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,5 3 -------
Наибольшие продольные уклоны i, % 3 (4; 6) 4 (5; 7) 5 (6; 8) 6 (7; 9) 7 (9; 10)
Наименьшая расчетная видимость, м: 
Для остановки 300 (250; 200) 250 (200; 85) 200 (150; 75) 150 (85; 55) 85 (55; 45)
Встречного автомобиля ----(450; 350) 450 (350; 170)  350 (250; 150) 250 (170; 110) 170 (110; 90)
Наименьшие радиусы кривых, м: 
В плане 1200 (1000)(800; 250) 800(600)(600; 125) 600 (400)(300; 100) 300 (250)(150; 60) 150 (60; 30)
Выпуклых 30000(15000;5000) 15000(10000; 2500) 10000(5000; 2500) 5000(2500; 1000) 2500(1000; 600)
Вогнутых 8000(4000)(5000; 1000) 5000(2500)(3000; 600) 3000 (1500)(2000; 400) 2000 (1000)(1500; 300) 1500 (600)(1000; 200)

Проезжая часть дороги, предназначенная для движения автомобилей, имеет дорожную одежду, состоящую, как правило, из нескольких слоёв: покрытия (верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды), основания и дополнительного слоя основания. На основе положений СниП 2.05.02-85 дорожная одежда должна отвечать определённым требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге как транспортному сооружению. 

Применяются следующие четыре основных типа дорожных покрытий:

3.1.2. Транспортные условия.

Транспортные условия характеризуются следующими факторами: видом груза, объемом перевозок, партионностью отправок, расстоянием перевозок, способами погрузки и выгрузки, режимами работы, видами маршрутов и организации перевозок, условиями хранения, технического обслуживания и ремонта.

Эти условия эксплуатации определяют специализацию автомобиля, а следовательно его технические параметры. Автомобили должны быть в максимальной степени приспособлены для перевозки одного или нескольких близких видов груза. Партионность груза определяет оптимальную грузоподъёмность, а объёмная масса груза – объём платформы. Показатели плавности хода должны обеспечивать условия сохранности груза. По дальности перевозки подразделяют на местные (до 50 км) и дальние (междугородные). Дальность перевозок, также как и остальные факторы транспортных условий должна учитываться при выборе и оценки показателей эксплуатационных свойств.

3.1.3. Природно-климатические условия.

Природно-климатические условия характеризуются следующими факторами: особенностями зон умеренного, холодного, жаркого и высокогорного климата.

В нашей стране несколько климатических зон, поэтому существенное влияние на эксплуатационные свойства автомобилей оказывают природно- климатические  условия. Укрупнённо территория РФ может быть условно разделена на три основные климатические зоны: умеренного климата, холодного климата, жаркого и высокогорного климата.  

Основной из характеристик этих зон, влияющих на эксплуатационные свойства, является температура окружающего воздуха.

Изменение атмосферных условий сказывается на работе двигателя, трансмиссии, шин, что приводит к изменению эксплуатационных свойств автомобиля.

Нормальному тепловому режиму двигателей соответствует температура охлаждающей жидкости и масла 80…1000С, обеспечиваемая соответствующими системами при стандартной температуре окружающего воздуха +200С. Существенное отклонение температуры окружающего воздуха от стандартной (как понижение, так и повышение) вызывает нарушение нормального теплового режима двигателя и как следствие – ухудшение показателей тягово-скоростных свойств и топливной экономичности. При повышении температуры на входе в двигатель на 100С его мощность снижается на 2…3% и увеличивается расход топлива на 1.5%. При увеличении относительной влажности на 10% эффективная мощность двигателя снижается на 0,75%.

От температуры окружающего воздуха зависит также время, необходимое для достижения установившейся температуры в агрегатах трансмиссии, а температуры масла в трансмиссии определяет сопротивление, т.е. КПД.

Температура окружающего воздуха оказывает существенное влияние на сопротивление качению шин.

При работе автомобилей в высокогорных условиях происходит снижение мощности двигателей вследствие уменьшения коэффициента наполнения цилиндров. В результате средняя скорость движения грузовых автомобилей в горных условиях примерно на 40..50% ниже, а расход топлива на 10..15% выше, чем в равнинных условиях.

Все это в целом свидетельствует о важности и необходимости учета влияния условий эксплуатации на эксплуатационные свойства автомобилей с целью обеспечения наибольшей приспособленности их к конкретным условиям эксплуатации.       

Hosted by uCoz