1.1 Российское законодательство об основах налоговой системы в РФ.

Налог, сбор, пошлина,  платеж -  обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Плательщики - основные участники производства валового внутреннего продукта:

а) работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;

б) хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, существующие в сфере предпринимательства.

Налоги являются главным источником формирования денежных средств государства, с направленностью на его общие потребности, а также потребности общества. Они зачисляются в государственный бюджет, поскольку государственный бюджет представляет собой находящийся в распоряжении государства денежный фонд, предназначенный для обеспечения финансовыми ресурсами общегосударственных потребностей.

Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Схема 1.3.1. Принципы налогообложения.

Принципы налогообложения
 
                         
Всеобщность Справедливость Определенность Удобство

Объектами налогообложения являются:

Налоги стали формами платежа не только населения (физических лиц), но и юридических лиц. В России, суммы, поступающие от налогов, стали зачисляться не только в бюджет, но и во внебюджетные целевые государственные или местные денежные фонды.

Юридические признаки налогов:

Существование и использование налогов в Российской Федерации имеет конституционную основу. Статья 57 Конституции Российской Федерации зафиксировала обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Схема 1.3.2. Функции налогов.

Функции налогов
 
               
Фискальная Контрольная   Регулирующая

Основная роль налогов – фискальная, соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения потребностей общества и государства в целом.

Справка.

Фиск – (лат. Fiskus) государство, казна.

Фискал – (лат. Fiscalis казённый) –

1) должность, учреждённая Петром-I для тайного наблюдения за использованием правительственных распоряжений, главным образом в области финансов и судопроизводства, и донесения о замеченных неправильностях;

2) доносчик, наушник, шпион.

Фискальный - касающийся интересов фиска, казённый.

Налогам свойственна и другая важная функция – регулирующая. Она имеет разные стороны своего проявления, в связи с чем может быть расчленена на несколько функций, влияющих на социально-экономические процессы.

Поскольку взимание налогов является прерогативой государства, оно получает возможность воздействовать на эти процессы с помощью механизма налогообложения, который становится важной составной частью системы социального управления и сильным экономическим рычагом при умелом его применении. Итак, налоги могут быть регулятором общественного производства – стимулирования и сдерживания, ограничения развития определённых отраслей и экономических процессов, сфер и форм деятельности и т.п. (путём предоставления льгот, снижения и повышения ставок налогов и т.д.).

Как и любой финансовой категории, налогам свойственна функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за законностью получения доходов, использованием имущества, в том числе земли. Механизм налогообложения способствует ведению учёта денежных доходов и материальных ценностей в стране, требующегося для анализа его экономического потенциала и определения перспектив, решения конкретных вопросов социально-экономического развития.

Только совокупный учёт всех функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, показать возможности налогов как эффективного механизма воздействия на социально-экономические процессы. Особая роль механизма налогообложения заключается в развитии федеративных отношений в новых условиях существования российской государственности. Налоговая политика в России с её федеративным государственным устройством, признана одним из главных элементов региональной политики, нацеленной на выравнивание условий социально - экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.      

Схема 1.3.3. Налоги Российской Федерации.

Налоги
     
  По территориальному уровню управления
     
    Федеральные
     
    Субъектов Российской Федерации
     
    Местные
     
  По характеру использования
     
    Общего назначения 
     
    Целевые
     
  По форме взимания
     
    Прямые
     
    Косвенные
     
  По объектам налогообложения
   
  С доходов (выручки, прибыли)
   
  С имущества
   
  С определенных видов деятельности
   
  За использование природных ресурсов

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми.

Налоги общего назначения, а они в большей части такими и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Такие налоги обеспечивают возможность манёвра для органов власти при распределении бюджетных средств.

Целевое предназначение налогов выступает как мера вынужденного характера, обусловленная экономическими и другими причинами (например, зачисление специальных налогов в дорожные фонды связано с необходимостью развития автомобильных дорог). Целевые налоги зачисляются во внебюджетные и бюджетные целевые фонды и выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (как, например, земельный налог).

В зависимости от формы возложения налогового бремени (формы взимания) налоги могут быть прямыми и косвенными. Налоговая система Российской Федерации переходит к активному использованию косвенных налогов.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадает в одном лице.

В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются: подоходный, земельный налоги, налог с имущества и др. Они составляют большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно: кто и какие платежи вносит в казну.

Косвенное же налогообложение отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров. В результате этого он непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика не связан. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги за счет выручки. Фактически же, бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Он и является в конечном итоге плательщиком налога.

Такими косвенными налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимостью, а также отмененный с января 1992 года и действовавший в течение года пятипроцентный налог на продажи.

Налоги можно классифицировать и по объектам налогообложения: на платежи с доходов (выручки, прибыли), имущества, с определенных видов деятельности, за использование природных ресурсов. Такие налоги распространяются как на юридические лица, так и на физических лиц.

Hosted by uCoz