2. Система законодательства. Место гражданского права в общей законодательной системе.

Важным этапом на пути обновления правовой базы автотранспортной отрасли следует рассматривать введение в действие нового Гражданского Кодекса Российской Федерации. Помимо общего регулирования имущественных отношений рынка, определения прав и обязанностей предпринимателей, Кодекс дает правовые основы для регулирования перевозок, транспортно-экспедиторской деятельности, фрахтования транспортных средств, страхования и т.д.

Гражданский кодекс (ГК) содержит также прямые указания на те вопросы, которые должны решаться Кодексами или Уставами отдельных видов транспорта.

В отличии от других глав гражданского кодекса, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающую во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов глава  40 ГК., содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей) ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подобное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно статьи 784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В гл.40 нет упоминаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках). Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые РФ имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций, как международные договоры, имеют приоритет перед нормами Российского законодательства. (п. 2 ст.7 ГК). Однако при пробелах транспортных конвенций возможно применение к международным перевозкам норм ГК и транспортных уставов и кодексов.

Статья 784. Общие положения о перевозке.

1.  Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2.  Общие условия перевозки определяется транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если настоящим кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. На автомобильном транспорте – УАТ 1969 года. Применение этих актов предусмотрено п.8 постановления Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения законодательства СССР на территории РФ»  (Ведомости РФ 1993, №11 ст. 393).

Другим основным законом, содержащим нормы о перевозке является Закон о защите прав потребителей ( в отношении перевозок, выполняемых для граждан).

До принятия новых транспортных уставов и кодексов автомобильного транспорта правила перевозок утверждают соответствующие министерства и ведомства.

Правила перевозок являются важным источником транспортного права.  В развитие и дополнение транспортных уставов и кодексов они содержат как положения общего характера (порядок предъявления грузов к перевозке и их выдачи, оформление транспортной документации), так и специальные правила о перевозках отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). Отдельно утверждаются правила перевозок пассажиров и багажа. 

Статья 785. Договор перевозки груза

1.  По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2.  Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующем транспортным уставом или кодексом).

В п. 1 статьи сохранено ранее принятое в праве РФ определение договора перевозки груза. Однако фигура перевозчика в этом договоре претерпела изменения.

Проводимая в РФ приватизация привела к возникновению во всех отраслях  транспорта,  частных перевозчиков, имеющих форму различных хозяйственных товариществ и обществ, допускаемых гл. 4 ГК. Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и зашиты интересов потребителей таких услуг законодательство РФ предусматривает лицензирование перевозочной дёятельности.   На автомобильном транспорте порядок лицензирования перевозок определяется двумя положениями  утв. постановлениями Правительства РФ: пассажирских перевозок (кроме международных)— от 14 марта 1997 г. № 295 (СЗ РФ, 1997 №12 ст. 1432). международных перевозок пассажиров и грузов, а также грузов в пределах РФ — от 16 марта 1997 г. № 322 (СЗ РФ, 1997, 13. ст. 1541).

Основным транспортным документом, (свидетельством о заключении договора перевозки) при перевозке грузов на   автомобильном, товарно-транспортная накладная.

Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях* их дефектов и утраты. 

В случае утраты накладной, перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта 

Статья 786. Договор перевозки пассажира

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному  на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

-   перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

-   провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

-   сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

 Правила перевозок на отдельных видах транспорта содержат подробные указания в отношении порядка перевозок багажа: перечень запрещенных к  перевозке багажом предметов, предельный вес и размер перевозимых багажом вещей, особенности перевозок отдельных видов багажа и т.д.

3. Договор перевозки пассажира является возмездным. Однако :

это не означает, что каждый пассажир оплачивает свой проезд. Имеется большой круг пассажиров, которым предоставлено право на бесплатный или льготный проезд (скидка от установленного тарифа) на транспорте, как в городском и пригородном сообщении, так и при дальнем следовании. Такое право предоставлено рядом законов РФ, а для городского и местного сообщений решениями органов субъектов РФ. В этих случаях расходы транспорта возмещается из средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК).

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке.                               

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.                                         

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением  случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

 Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа .

1.  Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.                                          

2.  Ушерб причиненный при перевозке груза или багажа возмещается перевозчиком:

-   в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

-   в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

-   в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах не сохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком  в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1.  До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2.  Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3.  Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки  груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Hosted by uCoz